Песочная терапия

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Часто задаваемые вопросы:

- Это, наверное, только для детей?
- Действительно, игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый. Однако для взрослого игра не утрачивает своей ценности. Именно позволяя себе играть – в широком смысле этого слова - проще всего обрести доступ к своему творческому началу, дающему силы для изменения и роста. Играя с символами и образами в песочнице, вы даете голос своему внутреннему Я, предлагающему вам решения и обнаруживающему ответы, которые могут быть скрыты от вашего обыденного мышления.

- В чем, собственно, состоит процесс песочной терапии?
- В кабинете психолога, использующего технику песочной терапии, вы увидите множество полок с самыми разнообразными фигурками и два подноса с песком – в одном можно использовать влажный песок, а второй предназначен для работы с сухим песком. Психолог предложит вам пройтись вдоль полок и выбрать те фигурки, которые привлекут ваше внимание – те, к которым потянется рука. Время выбора обычно не ограничивается, каждый выбирает в своем темпе. Выбранные фигурки располагаются в подносе с песком – так, как хочется вам. Вы сможете менять в подносе все, что захотите в соответствии со своей потребностью выразить то, что будет проситься. И только после того, как решите, что закончили, - в подносе уже ничего не должно меняться. Целительным может быть уже и сам процесс построения подносов, в присутствии профессионала, который обеспечит необходимые условия. Иногда может захотеться обсудить что-то еще, глубже понять, какое послание несет картина в подносе, поговорить о сопутствующих или откликающихся событиях своей жизни. Предполагается, что этот процесс может продолжаться в течение стольких встреч, сколько необходимо вам в оговоренных с терапевтом рамках, и совсем необязательно, что каждая из них будет посвящена созданию картины в подносе.

- За счет чего будут происходить изменения?
- Многим построение картин на песке напоминает сны наяву. В подносе с песком ваши переживания, тревоги, надежды и внутренние конфликты обретают зримую форму. Более того, образы песочницы конкретны и осязаемы, а отнюдь не иллюзорны и невидимы, их могут рассмотреть и сам создатель композиции, и психолог. Таким образом, становится возможным обратиться к тому неизвестному в нас самих, что зачастую определяет наши поступки и переживания. Увидеть это – значит, сделать первый шаг к изменениям. Иногда одного того, что отвергнутые или забытые части нас самих предстают перед светом сознания, бывает достаточно для изменения – так в сказках чудовища, выманенные из подземного царства, при свете дня теряют свое могущество и власть над героем приключений.

- В чем особенности и преимущества этого подхода?
- Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов, К тому же, создание песочных композиций – в отличие от рисунка, например – не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

- Мой ребенок будет приходить к вам, чтобы просто играть? Чем будет отличаться это от просто игры с игрушками дома или на пляже?
- В чем-то эти процессы похожи. Игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Играя, ребенок развивается и естественным образом учится справляться с тем, что для него трудно или непонятно.
В кабинете психолога важно даже не то, что именно ребенок будет делать, а каков будет контекст происходящего, и какое это будет иметь для ребенка значение. Наверняка вы рассказывали одну и ту же историю разным людям и знаете, как по-разному вы ее рассказываете в зависимости от того, что за человек и как вас слушают. Психолог создает особую уникальную атмосферу, в которой есть свой смысл и свои правила. Помните, в детстве, играя, было важно прокричать остальным: «Я – в домике!» И для остальных было понятно, что согласно правилам, вы в этот момент в безопасности, в особом защищенном месте. Пробыв там, сколько надо, можно было снова идти «в мир», играть со всеми остальными. В такой особой атмосфере терапевт «слушает» игру ребенка, помогая отреагировать то, что ему необходимо, или попробовать что-то полезное, или научиться иначе относиться, налаживать отношения и т.д.

- Сколько сеансов обычно необходимо?
- Даже ориентировочные оценки зависят от того, что именно вы хотели бы, как давно существуют беспокоящие проблемы, и каков их характер. Обычно, этот вопрос можно обсудить с психологом на первой-второй встрече, иногда для предварительного ответа требуется более продолжительное знакомство с вашей ситуацией и вашими способами справляться с ней.
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это прекрасное средство для «заботы о душе».

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ему:

- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии - дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить словами.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

- с целью диагностики;
- с целью оказания первичной психологической помощи;
- в процессе краткосрочной психотерапии;
- в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;
- в процессе обучения;
- в работе с ребенком не только психолога, но и логопеда и дефектолога, воспитателя.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочницы особенно благотворно с детьми дошкольного возраста. До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» и «песочки» он формирует свое представление о мире, «допекает, доделываем» то, чего он не получил от родителей. С 3 лет работа в песочнице носит уже терапевтический, коррекционно-развивающий характер. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.

То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Детям, пережившим психическую травму, такая игра весьма полезна: она помогает им заново пережить травматичное событие и, отыграть связанных с ним переживания столько раз и в такой форме, в которой они для них приемлемы.

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

(495) 315-56-63
(495) 315-54-09

© 1989 - 2017 ООО Филатовец-Д. Медицинский центр ЛЕКОН
Лицензия ЛО-77-01-008508

Наш медицинский центр:
Москва, ул. Чертановская д.9, корпус 3  Схема проезда
E-mail: filatovec89@mail.ru

Создание сайта - Евросайт