Психологические последствия преждевременных родов

 

Для многих женщин беременность и деторождение становится колоссальным сдвигом к зрелости и повышению самооценки. Выкидыш или аборт часто открывает, много лет спустя после этого события, чувство утраты, долгое горе и не нашедшую выхода скорбь (продолжительную депрессию), потерю самоуважения, и ненависть к своему женскому телу, которое не родило живого ребенка, как родило их тело матери.

Выкидыш носит урон представлению о самом себе.

Молодая женщина беременеет, вступает в нормальный этап дальнейшего развития  жизненного цикла, но не способна выносить беременность и стать матерью, даровать миру живого ребенка.  Таким образом, нормальной первой беременности нередко угрожает выкидыш.  Причины этого врачу зачастую трудно  бывает установить и устранить, и они вовсе не обязательно повторяются в последующих беременностях.

На сознательном уровне женщина может забеременеть, чтобы иметь ребенка, но ее бессознательно амбивалентное (двойственное) отношение к своей беременности может проявиться в виде недонашивания или выкидыша.  Беременность может использоваться и для разрешения бессознательных конфликтов, касающихся сексуальной идентичности или других  психических проблем, как, например, бессознательный гнев против матери.

Большинство выкидышей случается в первой трети беременности, когда женщина сознательно ощущает развивающийся плод как часть Собственного  Я.

Первая беременность, рывок от дочернего состояния  к материнскому, - время эмоционального и психологического переворота. Однако, несмотря на эмоциональный кризис, который она провоцирует, это нормальная фаза развития и драгоценное время для эмоциональной подготовки к материнству.  Во время беременности, особенно первой, оживают конфликты предыдущих этапов развития, и молодая женщина вынуждена  разрешать их внутренне  и внешне новым путем.  Мы можем, таким образом,  рассматривать первую беременность как кризисную точку в долгом поиске женской идентичности, как точку, из которой невозможен возврат.

Беременность – важнейший этап решения задачи отделения от матери и индивидуализации, задачи, которую женщина решает всю свою жизнь. Детское желание идентифицироваться с первичным объектом (могущественной доэдипальной матерью)  можно наблюдать в  играх и фантазиях девочки задолго до реальной возможности стать матерью.

Когда в юности девушка вступает в свою собственную сексуальную жизнь, она подтверждает тем самым свои права на свое тело и ответственность за него, отдельное от материнского. С этого времени слабеет власть матери над телом дочери. Однако беременность позволяет женщине вновь пережить первичное единство с матерью и одновременно нарциссически идентифицироваться с собственным плодом как с Собственным Я в глубине материнского тела. Подобное состояние будущей матери  может активировать у нее напряженно двойственные чувства как к своему плоду, так и к своей матери. Для молодой женщины, чья мать была достаточно хорошей, временный регресс к первичной идентификации с щедрой жизнедающей матерью  и к идентификации с Собственным Я в качестве собственного ребенка – это приятная фаза  развития. (Другими словами во время беременности женщина в своем сознании одновременно сливается со своей матерью и со своим ребенком.) Для других женщин, у которых двойственное отношение к матери не получало разрешения или даже преобладают негативные чувства к Собственному Я, сексуальному партнеру или важнейшим фигурам прошлого, неизбежный регресс беременности облегчает проецирование этих негативных чувств на плод. Таким образом, ребенок задолго до своего появления на свет может обладать для матери негативной пренатальной идентичностью.

В период первой беременности перед молодой женщиной лежат два пути разрешения психического конфликта. Она может удерживать плод внутри себя, защищая его и позволяя ему месяц за месяцем расти и созревать, или же она может физически отвергнуть его выкидышем или абортом. Таким образом, мать может содействовать жизни плода и собственному материнству или разрушить и то, и другое.  Незавершенная беременность  и отказ от рождения живого ребенка (по бессознательным мотивам или в силу сознательного решения сделать аборт) для каждой женщины имеют индивидуальное значение. На эмоциональный исход беременности влияет взаимодействие фантазии и реальности в сознании беременной. Некоторые женщины, как только узнают о своей беременности, начинают мечтать и фантазировать о своем ребенке.  Эти женщины предвкушают свое достаточно хорошее материнство, какое они пережили со своими матерями.  Выкидыш для них -  болезненная утрата, потеря полноценного ребенка, смерть которого требует оплакивания.

Другие женщины относятся к плоду как к части собственного тела, без которого легко можно обойтись. Их сознательное желание забеременеть вовсе не имеет своей конечной целью материнство. Беременность для них может быть бессознательным средством подтверждения женской сексуальности или взрослости, физической зрелости. Плод представлен в фантазиях, сновидениях и реальности не как ребенок, а, скорее, как аспект плохого Собственного Я или как плохой внутренний  объект, который следует изгнать.  Анализ таких пациенток открывает нам их раннедетские отношения с матерью: они до предела заполнены гневом, разочарованием, виной.  Утрата плода в результате выкидыша или аборта для них, скорее, облегчение, а не потеря.  Внутри них словно продолжает сидеть плохая мать и не разрешает своей дочери стать матерью.

Возможно, что бессознательная тревога беременной, связанная с фантазией о плоде как представителе плохих и опасных аспектов ее собственного Я и ее партнера, вносит вклад в стимуляцию изгоняющих движений матки, которые и приводят к выкидышу.

Главенствующая установка Фрейда на материнство состояла в том, что первенец для матери служит продолжению ее нарциссизма; таким образом, ее амбивалентность (двойственное отношение) к живому ребенку получает позитивное разрешение.  Ребенок становится любимым и желанным.

Клинический опыт заставляет нас признать, что амбивалентность, скрытая или явная, присутствует во всех отношениях между самими биологическими родителями и их установкой на будущего ребенка.

 

Пайнз. 1989г. Выдержка из доклада представленного на ХХХVI Международном психоаналитическом конгрессе.

(495) 315-56-63
(495) 315-54-09

© 1989 - 2013 ООО Филатовец-Д. Медицинский центр ЛЕКОН
Лицензия ЛО-77-01-008508

Наш медицинский центр:
Москва, ул. Чертановская д.9, корпус 3  Схема проезда
E-mail: filatovec89@mail.ru

Создание сайта - Евросайт